Addicted to Ball and Club Juggling. Развитие креативности. Уроки 7-10.
Часть 3. Развитие креативности
Креативность крайне трудная для понимания штука, в основном потому, что большинство креативных людей не могут толком объяснить что же это такое. В результате получается, что это какой-то дар свыше с которым одни рождаются, а другие нет. Поверь мне, разница не столь велика как может показаться. У некоторых действительно получается лучше чем у других, но каждый может как развить в себе эту способность, так и научиться ей.
Креативность, на самом деле, это не что иное, как способность придумывать интересные штуки. И эта способность представляет из себя ничто иное как селекцию. Выбрать из бесконечного числа возможных вариантов такую комбинацию, которая будет интересной.
Так как же работает эта штука? Потребуются шаблоны/рамки, чтобы направить свою креативность. Некоторые направления для дальнейшей работы, вот и всё. И я приведу некоторые возможные направления. В конечном итоге ты сможешь работать без каких-либо указаний, как если бы их вообще никогда не существовало. У большинства креативных людей не получается более-менее объяснить как быть креативным. Они не задумываются над тем, как в действительности осуществляется процесс придумывания. Тем не менее, анализируя их работу, всегда можно заметить те или иные подходы. Как правило, существует некоторая стартовая точка или цель, развитие идеи, и отбор.
А каков же тогда лучший креативный подход для жонглёров? Идеальный подход существует. Он представляет из себя комбинацию из всех подходов, даже худших из них. И лучше всего он будет работать, если не задумываться, что именно было задействовано.
прим. переводчика — попробую пояснить за предыдущий абзац, а конкретно за последнее предложение. Есть те кто делает, а есть те кто учит как делать. Деятели зачастую занимаются своей областью так давно, что все требуемые навыки и методики прочно въелись в подкорку сознания и совершаются на интуитивном уровне, задействуя минимальное количество энергии с максимальным результатом. И это замечательно. Но чтобы достичь такого уровня, на начальных этапах приходится осознанно прорабатывать выверенные формулы/методики/шаблоны, пока они не станут применяться на автомате. А учителя, в то время как делатели на автомате применяют методики, на автомате раскладывают итоговый результат на составляющие части :).
Мой главный совет по развитию креативности заключается в том, чтобы придумывать как можно больше. А во-вторых, придумывать применяя различные шаблоны, методы и упражнения.
Ниже приведены упражнения, представляющие различные подходы. Некоторые больше ориентированы на математические штуки, некоторые же нацелены на развитие органического жонглирования.
Тренировочные советы:
- Убедись в наличии подходящих условий для тренировки
- Прежде всего — верь в себя. Всегда стремись развиваться. И всегда будь доволен тем, что ты делаешь, даже если результат оказывается полным отстоем.
- Будь сосредоточен, но расслаблен. Друзья, хорошая музыка, и некоторые нелегальные штуки прим. переводчика — на всякий случай уточню, что я всего лишь перевожу оригинальный текст. Моё мнение может не совпадать с мнением автора. Лично я ничего подобного не советую! могут помочь тебе расслабиться, и в то же время сосредоточиться. Также могут оказаться полезными различные расслабляющие упражнения. Можешь делать всё что захочешь: закрыть глаза, помолчать, заняться йогой или упражнениями на растяжку, … Техника жонглирования также подразумевает сосредоточенность и расслабленность, но она должна быть переведена в креативное русло. Осознай это. Решение может быть найдено твоими руками в процессе броска или кетча, а твоя креативность может находить своё воплощение в сложности. Осознай это. Я не настаиваю, но тебе следует осознать это.
- Найди себе пространство для тренировок.
- Тренировки вместе с друзьями, в жонглёрских клубах, на конвенциях, полезны для мотивации и способствуют пониманию уровня своей креативности или чего-либо ещё.
- Все гениальное — просто.
Не ищи сложные элементы, старайся избегать их. Используй изобретательность, а не навыки, чтобы найти ответы на поставленные задачи.
Какое бы выступление ты не делал, сложные вещи всегда утомляют зрителей. Хорошее выступление содержит некоторую технику, правильно расставленные акценты, и занятные творческие находки между ними. Таким образом выстраивается линия выступления, в то время как безостановочные сложные элементы будут скучны как для всех не-жонглёров, так и для большинства жонглёров. - Придумывай много
Даже если в результате получается полный отстой — радуйся. Креативность требует практики, в дальнейшем твои идеи будут становится лучше. Если ты хочешь делать только идеальные трюки, то в конечном итоге ты завязнешь на нескольких идеях, и итоговый результат будет скучным.
- Расширь свои возможности
Креативность подразумевает отбор. Чем больше число элементов из которых ты можешь выбирать, тем больше открывается интересных возможностей.
Так что тренируй кетчи на колено, балансы, зажимы плечом, пируэты, контактные трюки… - Расширь свое ви́дение
Креативность — это селекция, выбор из всех возможных вариантов одного интересного. Чем шире кругозор, тем больше возможностей открывается, и тем больше интересных вещей может обнаружиться.
Всегда пробуй ставить новые задачи. Исследуй все возможности реквизита, тела и пола. Реквизит можно выстраивать, прокатывать, балансировать, бросать, ловить, ронять, отбивать. Ты можешь также использовать руки, ноги, голову…
Два простых упражнения для расширения кругозора:- Возьми любой трюк какой захочешь, и сделай его наоборот. Старайся исследовать все возможные способы сделать наоборот. (Направления, вращения, плоскости…)
- Максимально ограничь свои возможности, и попробуй найти, что же можно сделать при сильно урезанных данных (например, в очень маленьком пространстве). Выведи свои возможности на новый уровень. Примеры описаны в уроке 9, п.Джем-сейшн и уроке 2.
- Проводи исследования (не забывай записывать удачные находки) трюков и движений.
Ограничь свои возможности и в то же время ищи за их пределами.
Возьми один мяч и подумай, что можно с ним сделать. Как, и с какой стороны можно его поймать. Где можно держать его на балансе? Каким способом можно его подобрать?
Возьми один навык, допустим, баланс булавой, и исследуй как и где его можно применить. Можешь ли ты сделать его прямо здесь и сейчас, и как сделать его в других условиях?
Возьми одно движение, например, полупируэт. Поищи разные способы разворота. Как могут двигаться мячи при развороте. Возьми предмет, брось его, прокати, брось на отскок… Возьми один элемент пространства, скажем, высоту.
Выбери одну позицию, как вариант — удержание трех мячей одним блоком между ногами, и исследуй как можно больше способов войти и выйти из подобной позиции. Ищи как можно двигаться в процессе…
Выбери один трюк, ищи… - Работая над идеями своих исследований (не забывая записывать находки), пробуй добавить их в свои трюки.
Как можно сделать этот кетч в процессе жонглирования?
Как можно сделать это с тремя булавами? - Исследуя трюки, создавай комбинации.
Добавь движение к трюку, или трюк к движению.
Ищи способы начать и закончить элемент.
Добавь больше выразительности в трюк: сделай его больше, опаснее, со злостью или радостью.
Думай, как перейти от одного трюка к другому. - Посмотри на себя
Задействуй видеокамеру, зеркала или друзей (артистов или жонглёров) для получения обратной связи.
- Посмотри на других
хороших или менее хороших жонглёров (или других артистов). Посмотри, что они делают и как. Попытайся понять как они пришли к такому результату. Что делается сильно, а что сла́бо? Расспроси их, если это возможно.
- Всегда устанавливай крайние сроки (deadline).
Дедлайн будет подталкивать тебя сделать окончательный выбор и идти дальше. Это очень важно. При желании всегда можно продолжить исследования после, но очень важно сделать итоговый выбор в заданный момент времени. Это позволяет больше креативить, а также поможет в долгосрочной перспективе для создания лучших идей.
Уроки, шаблоны
В написанных ранее тренировочных советах, я всё время устанавливал рамки в которых следует работать. В следующих уроках я дам несколько идей и интересных упражнений. Каждое упражнение будет работать лучше, если прорабатывать его вместе с другими людьми, с последующим рассмотрением всех различных результатов. Ты можешь выполнять эти упражнения снова и снова. И не забывай устанавливать конечные сроки.
Урок 7: возможности создания трюков
Заметь, как много удалось найти трюков проведя описанные выше исследования. Далее приведены всего лишь вариации на тему.
- Возьми задачу и поищи пути её решения
Пример 1: найди 5 (новых) способов поднять булаву с пола (подбив, удар, прокат, поворот…). Помни, лучшая идея — наиболее простая. Старайся найти не пять очень хороших вариаций одного и того же, а пять максимально различных способов.
Пример 2: Три предмета одновременно прилетают в руки. Как этого можно достичь? Что с этим можно сделать? - Возьми два положения, и найди способы перехода из одного положения в другое
Пример: У тебя есть три мяча в левой руке; пусть они окажутся в правой руке. И снова найди пять решений.
Отметь, что это упражнение следует делать постоянно при продумывании программы выступления… - Выбери два условия/элемента, и подумай как их можно связать.
Пример 1: Сделать пируэт и позволить мячу упасть
Пример 2: Используются только две булавы, а руки должны быть скрещены - Возьми идею, и попробуй сделать трюк с ней
Прежде чем начать жонглировать, лучше постараться продумать трюк в уме целиком. Начни с общей идеи, определись с тем, что тебе нужно, чтобы её реализовать, и что из этого следует. Простые ответы на распространенные проблемы (для трёх предметов):
Тебе нужна пауза в одной руке: пожонглируй двумя-в-одной другой рукой, или сделай высокий бросок;
Тебе нужна пауза на обеих руках: бросить один предмет высоко вверх;
Тебе нужна "дырка" в обеих руках: бросить высоко все три предмета.
Если всё это слишком сложно, я могу посоветовать задействовать советы по созданию трюков из следующей главы. - Сыграй в jugglonary прим. переводчика — вероятно, тут имеет место игра слов: juggling + dictionary = jugglonary (жонглёрский словарь):
Объясни слово посредством жонглирования. Можно играть в командах: жонглёры мячами против жонглёров булавами или жонглёров диаболо.
Урок 8: возможности для работы с трюками
- Выбери трюк и добавь что-нибудь
Добавь два движения: одно такое же и одно контрастное
Смени положение тела. Опять же, используй как подобное, так и противоположное положения. Попробуй рассмотреть возможные небольшие изменения. Что если ноги будут…?
Добавь эмоцию; и снова, проработай анологичные и контрастные варианты. - Выбери трюк и убери что-нибудь
Сделай что-то подобное, но без рук. Найди различные решения.
Сделай что-то подобное, но без бросков. - Выбери трюк и сделай наоборот
Найди как можно больше способов "вывернуть" трюк. Различия могут быть в чём угодно: в высоте, скорости, чувственности, движениях, направлениях, звуках, направлении вращения, какой рукой, какой конец булавы, число предметов… Данное упражнение идеально для расширения кругозора.
- Выбери трюк который ты делаешь с одним предметом
Сделай его с двумя, тремя, четырьмя, пятью предметами (независимо от того, умеешь ты жонглировать пятью или нет) и без предметов вообще. Просто подумай как ты можешь решить новую задачу.
- Выбери любой трюк
Попробуй вложить характер в название (машина, радуга, камень, вода, болезнь…). Затем сделай трюк и пробуй выразить его название так хорошо, как только можешь.
- Трюки могут прийти из программы прим. переводчика — здесь и далее, имеется в виду программа выступления, или, как это было написано в оригинале, "routine"
В процессе создания программы/связки может найтись такое решение задачи, которое окажется отличным трюком. Подробнее в уроке 10.
Урок 9: возможности создания программы (выступления)
Программа не всегда начинается с отточенных трюков. Она вполне может разрабатываться в процессе использования новых и старых идей. Важно делать много разных программ и постоянно придумывать новые. Но по прежнему не забывай про дедлайны!
- Основная идея:
Старайся делать трюки бегло, сочетая в каждом как можно больше противоположностей (контрастов). Комбинируй быстрые и медленные движения, пол и воздух, фронтальную и сагиттальную плоскость, плоские и подкрученные броски, большой-маленький, с зрительным контактом и без него, стоп-старт, высоко-низко, грустно-весело. Использование контрастов позволяет избежать "провисания" выступления, делают его наполненным и интересным.
Старайся получить цельную картину. Помни, что всегда есть реквизит, тело и пространство. Не забывай прорабатывать все три аспекта.
Упражнения:
- Делай небольшие полуимпровизации
Возьми что-нибудь простое: один мяч, две булавы или что-то в этом духе
Сымпровизируй небольшую программу, движение за движением.
Задействуй только выполнимые трюки, не переходи на сложные элементы. Лучшая идея — самая простая.
Установи крайний срок. Через 10 минут у тебя должна быть программа, которую ты сможешь показать. Не забывай что у тебя уже есть, повтори программу с самого начала, продолжи.
Исполни получившуюся в результате программу. Даже если ты один. Сделай глубокий вдох и сделай её целиком не останавливаясь, от начала до конца, как на сцене. Если случаются завалы — всё равно продолжай. - Поработай над полученной в предыдущем пункте программой
Cделай то же самое, но выбери другой реквизит или его количество (2 мяча или 1 булаву, постепенно увеличивай сложность).
Теперь удели особое внимание одному из следующих аспектов: началу, остановке, тому, что ты делаешь, когда роняешь реквизит, своему телу/движениям.
После можно сделать то же самое, но уделяя особое внимание одному из контрастов, которые я приводил в основной идее создания программы. - Программа выстраиваемая от позиций
Выбери несколько позиций. Например, выбери несколько вариантов удерживания мячей (можно удерживать их блоками, держать в расположенных каким-нибудь образом руках, поставить на баланс, или выставить в определённом положении)
Пронумеруй позиции
Поищи способы перехода между всеми позициями (от 1 ко 2, от 2 к 3, … от последней к 1)
При наличии других жонглёров, можно сделать совместную программу. Тогда каждый из участников может искать способы взаимодействия в позициях и переходах между ними. - Программа выстраиваемая от трюков
Можно делать то же самое, но начиная с определённых трюков вместо позиций. Такая методика позволяет сделать программу очень быстро. Результат, впрочем, часто получается скучным, так как вполне естественно, что выбираются самые успешные трюки, и в итоге получается больше техническая демонстрация, чем креативное и интересное шоу.
По этой причине я рассматриваю данный метод работы только как упражнение; при попытке сделать реальное шоу, используйте данный метод только в комбинации с другими методами. - Программа выстраиваемая от движений
Опять тоже самое, но теперь начни с серии движений. Пройдись вперед, повернись, опустись, полупируэт, сдвинься в сторону, остановись, подпрыгни…
- Программа выстраиваемая от идей, ограничений…
Сделай все движения в одной плоскости
Перейди от пяти предметов к четырем, к трем… - Джем-сейшн (Jam-session)
Джем-сейшн это свободная импровизация с более чем одним жонглёром. В данном случае не ставится цель прийти к конечной программе, результату. Цель — научиться чувствовать друг друга. Вот хороший способ сделать это:
- Два жонглёра, один мяч
- Встаньте друг перед другом. Держите руки на концах прямоугольника, висящего на воображаемой стене между вами.
- Руки могут перемещаться только из угла в угол. Поиграйте с мячом. Бросьте его, или уроните партнеру, или себе. Перемести руки. Руки по углам, все наверху, одна внизу, руки скрещены…
- Постепенно добавляйте новые возможности, переходите на следующий этап, если чувствуете себя готовыми. Всё время старайтесь найти новые возможности. Этапы:
- Руки могут перемещаться внутри прямоугольника
- Прямоугольник движется от пола к потолку (помним, что он остается плоским), продолжаем играть, перекидываясь или не перекидываясь; двигайтесь
- Прямоугольник между вами становится стеной. Старайтесь двигаться, с или без мяча. Пересекайтесь друг с другом. Продолжай двигаться даже если не получаешь пасс, который ожидаешь. Просто продолжай двигаться.
- Наконец, используйте всё пространство. Продолжайте искать новые возможности. Встаньте ближе друг к другу, дальше, спереди, сзади, быстро-медленно… играйте, импровизируйте и чувствуйте друг друга.
- Если хочется — можно добавить остановки. Всякий раз, когда есть хороший момент для остановки (удачный кетч, например), можно замереть. Постарайтесь прочувствовать этот момент так, чтобы вы замерли вместе в один и тот же момент.
Разумеется, можно устроить джем-сейшн и с бо́льшим числом людей, реквизита, и веселья. Например, когда у каждого по два мяча, а у одного три — это совсем несложно.
- Делитесь найденными идеями друг с другом
Изучение комбинаций и выступлений других жонглёров даст тебе новые идеи и материалы.
Урок 10: Работа над программой
Я не сторонник идеи создания плохой программы, с последующими попытками сделать её лучше. Мне больше нравится взять хорошую программу, а затем провести новые исследования с целью её изменения. Что-то вроде "убей то, что тебе дорого". Следующие упражнения предполагают вначале выучить что-нибудь, а затем довести выученное до ума.
Упражнения:
- Измени некоторый элемент
Возьми простую программу с пятью трюками.
Забудь все прежние движения и подставь новые. Сделай тоже самое с: выражением эмоций, начальными и конечными позициями, порядком выполнения трюков, высоким-низким исполнением и т.д. - Измени число предметов.
Сделай банальную программку с одним мячом (что-нибудь простое и глупое).
Теперь возьми 2, 3, 4 или 5 мячей или булав, и попробуй сделать аналогичное выступление. Избегай каких-либо каскадов или натренированных паттернов — используй вместо этого мультиплексы или блоки.
прим. переводчика — мультиплексам в оригинале посвящен отдельный урок (Lesson 5: Throwing multiplex) на 25-й странице. Пока что без перевода. ‾‾\_(″/)_/‾‾
"Блокам" же посвящен отдельный раздел в первой главе второй части книги. В оригинале "Part II: patterns and tricks ⇒ Chapter 1: Possibilities with balls and clubs ⇒ Blocks" на 71-й странице.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии